Новый Завет говорит о совершенно однозначной «гражданской позиции» христианина – это позиция гражданина Неба. «Мы не имеем здесь пребывающего града, но небесного взыскуем» (Евр. 13: 14). Я не хочу пускаться в подробное и детальное обсуждение христианского отношения к власти или политике. Это отдельный вопрос и не он является на сегодняшний день предметом распрей и разделений. Важно другое – христианам всегда было понятно, что их вера как-то должна влиять на их гражданскую позицию, а не наоборот.

Кто мы: патриоты своей земли или граждане неба? Может ли христианин любить свою родину – и какова мера этой любви? Об отечестве земном и Отечестве Небесном размышляет монах Диодор (Ларионов), православный издатель и переводчик. Его очерк о «православном патриотизме» – это лишь первая часть диптиха, посвященного участию Церкви в жизни современного общества. Вскоре будет опубликована и вторая часть, посвященная социальному служению Церкви.

Человек есть по природе существо общественное (ζῷον κοινωνικόν)[1]. Он может полноценно жить и реализовывать свои способности только в обществе других людей. С древнейших времен люди объединялись в родовые, а затем племенные союзы, которые со временем эволюционировали в более совершенную форму социальной жизни, получившую название государства. Важнейшим идеологическим фундаментом, на котором стоит всякое государство, является патриотизм.

Одна из ведущих идеологий современности - это либерализм. Идея, что самое важное в мире - это свободная человеческая личность, которая важнее общества, важнее государства. Конечно, мы можем сказать что это мнение в чем-то очень близко христианству. Да, именно уранополитичное христианство считает личность человека более ценной, чем не только общество, нация и государство, но даже и весь мир. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит" - сказал Господь.

Какое значение имеет в христианстве национальность?

Христос пришел спасти человека – личность. В Ветхом же Завете мышление определялось некими общими категориями (в том числе выступал и фактор народности), личность не была раскрепощена, над личностью в большой мере довлело общество. После пришествия Иисуса Христа на землю произошло освобождение самой человеческой личности, человеческого духа. Поэтому добро и зло теперь рассматриваются в личностных категориях, путь к совершенству открыт для всех, но также – и путь к погибели.

Христианство и мир

"Тайна христианского богопочитания не может быть разъяснена людьми, поскольку христианам передано не некое «земное изобретение», они хранят не вымысел кого-либо из смертных, им вверено не «распоряжение человеческими тайнами» (ἀνθρωπίνων οἰκονομίαν μυστηρίων), но Сам незримый Бог, Вседержитель и Творец всего, утвердил и запечатлел в их сердцах небесную Истину и Свое святое и непостижимое Слово.