Мы остановились  на томъ, что отецъ Олегъ бездоказательно провозгласилъ, что "В национальном вопросе мы призваны Словом Божием и к охранительным функциям”, потому, что Богъ установилъ намъ "границы этнические, расовые и политические (территориальные)". Понятно, что ни исторически, ни по Библіи такъ не получается – народы, этносы, расы и государства постоянно двигаются по лицу земли, появляются и изчезаютъ. Если это имѣлось въ виду, тогда откуда выводъ про охранительныя функціи, къ которымъ мы по его словамъ призваны безъ повѣстокъ?

Дальше отецъ Олегъ пускается въ осужденіе какой-то неизвѣстной мнѣ “эгоистической” сотеріологіи. Ихъ я опускаю. Только два пункта, пожалуй, разберу:

Въ 2016 году на сайтѣ Православіе.ру была опубликована статья протоіерея Олега Стеняева “Христианство и патриотизм”. Когда я её прочёлъ, то почувствовалъ великое удивленіе. Предлагаю читателямь сегодня испытать это чувство вмѣстѣ со мной.

Прот. Олегъ начинаетъ съ изложенія своей оригинальной концепціи о пяти началахъ:

Слово Божие учит нас, что есть пять естественных начал жизни, созданных рукою Бога. Это: Личность; Семья; Нация; Царство и Церковь”.

"По грехам нашим, приидоша языци незнаеми, при Мьстиславе князе Романовиче, в десятое лето княжения его в Киеве. И прииде неслыханная (рать), безбожники Моавитяне, рекомые Татарове, их же добре никтоже не весть ясно, кто суть и отколе приидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их; и зовут их Татары, а иные глаголют Таурмени, а друзии Печенези."

(Московско-Академический список Суздальской летописи)

 

Что можно узнать о любви к родине из словарей разных лет?

Четвертого ноября страна отмечала День народного единства. Однако праздник, которому уже пять лет, до сих пор «народным» не становится. И это при том, что некий общественный заказ на патриотические ценности в России ощущается вполне явно. Может быть, дело в том, что заказ этот, условно говоря, «не оформлен»: мы до сих пор не знаем, кого же считаем патриотом и как этот человек должен вести себя в публичной жизни.

На сегодняшний день различные патриотические движения являются для Православной Церкви «троянским конем». Под видом возвращения к вере наших отцов и восстановлению попранных святынь патриотически настроенные люди приходят в Православную Церковь, но приносят свою идеологию, сложившуюся вне Церкви, чаще всего оказывающейся антихристианской. И к привычному букету духовных недомоганий и перегибов новоначального христианина добавляется благоуханные побеги современной политической борьбы. Слова «русский» и «православный» у патриотов сливаются воедино, причем первое понятие поглощает другое.