Земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. III. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905., 171).

Что значит земная жизнь человека? Она - тень жизни, ступень к жизни, преддверие к Жизни Вечной...

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. V. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905., 449).

Здесь ты странник и пришелец на чужой земле. Отсюда возвратит тебя Бог в твое Отечество. Подвиги твои не долговременны, а награда - выше труда.

Святитель Василий Великий

(Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. V. , 84).

Единственная польза от здешней жизни в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого.

Святитель Григорий Богослов

(Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. М., 1843. Ч. I. , 261).

Сердце у человека одно: когда он ищет временного, тогда забывает о вечном, когда же обращается к вечному и углубляется в него, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений - о временном и вечном, двоякой любви - к временному и вечному, в сердце быть не может. Непременно преобладает одно из двух: или временное, или вечное.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

(Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903., 364).

Любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного - господин всему миру.

Авва Евпрений

(Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903., 122).

Я - странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю-гробом.

Святитель Тихон Задонский

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. I. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. , 93).

sv filaret moskovsky 150Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя 
ждем Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит
тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы
Его. Филипп. III. 20. 21.

"Как бы ни приятно кто жил на сей темной земле: однако никто, надеюсь, не станет спорить, что несравненно приятнее должно быть житие на светлых небесах, если туда кто может переселиться.

Посему не достойна ли полнаго внимания нашего весть, которую слышим от Апостола о житии на небесах, что оно действительно есть, и даже что оно для нас не чуждо? Житие наше на небесех есть.

Небесный житель, который, видно, еще живя на земли обладал небесным житием, потому что все земное пренебрег и оставил, и потому что еще тогда силу небесной жизни проявлял в себе духовною прозорливостию, исцелениями, властию над преисподними силами, Преподобне Отче Сергие! Твоею молитвою и благословением споспешествуй нам возвести помышления и сердца наши к небесному житию, да не погрязнем в суете жития земнаго.

Разуму земному странным показаться может Апостольское возвещение, что житие наше на небесех есть. Он скажет: и птицы небесныя не на небесах живут, хотя мы уступаем им преимущественно называться небесными; мы меньше птиц можем отделять себя от земли. Наша жизнь стоит на земле, как на основании; питается земною пищею; покрывается земною одеждою; укрывается в земном жилище. Как же можно сказать, что житие наше на небесех есть? Иное дело, еслибы сказано было: житие наше на небесех будет. Но и сие кому известно? А то как возможно?

Вы оправдаете меня, братия, в том, что я не соглашусь поправлять, или ослаблять слов Апостольских в угодность непонимающих. Я стою твердо в Апостольском уверении, что житие наше на небесех есть. Чтобы сделать истину сию внятною и ощутительною, надлежит различить и сравнить жизнь временную и вечную, телесную и духовную.

Люби отечество земное и Отца отечества: оно тебя воспитало, просветило, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби Отечество Небесное, Отца будущего века: то отечество несравненно почтеннее и дороже этого, потому что оно свято и праведно, непоколебимо, бесконечно, нетленно, прекрасно, блаженно; потому что оно дало и дает тебе несравненно большие преимущества и блага, нежели это земное; потому что Отец того отечества не человек смертный и подобострастный, а Бог Превечный, все создавший; оно тебе дало название чада Божия, наследника Божия и сонаследника Христова; потому что Отец Небесный сделает тебя участником всех благ Царствия Своего, коих око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Это отечество заслужено тебе бесценною кровию Сына Божия. Но, чтобы быть членом того отечества, уважай и люби законы того отечества, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества, ибо без того не сделаешься гражданином столь превосходного отечества; люби эту духовно-воспитательную школу (Церковь), образующую нас в членов и граждан того отечества.

...
Лучшие на земле минуты - это те, в которые мы горняя мудрствуем, вообще - когда познаем или защищаем истину, эту небесную жительницу, гражданку. Тогда только мы истинно живем. Значит, существенные выгоды душевные требуют того, чтобы мы наичаще возносились превыше земли, горе, на небо - где истинная жизнь наша, истинное отечество наше, ему же не будет конца.
...
Должно убить в себе земную любовь, любовь (страсть) к земной плотской красоте, к сластям, к корысти, к плоти своей, к чести, и оживить любовь к небу - истинному отечеству, к душе - небесной гражданке, к добродетели, - возненавидеть все, что любит плоть, возлюбить, что она презирает, чего она страшится (напр. размышление о смерти, о суде), или нищету, больных, страждущих.

Обратимся к первым христианам. Так называемое "Послание к Диогнету" - древний христианский документ, но о его авторе известно мало: "Долгое время это произведение приписывалось учеными св. муч. Иустину Философу... заключительным утверждением является: "автор ближе к Клименту, чем к Ипполиту" и памятник написан в Александрии около 190-200 гг."

Один отрывок из послания получил у архим. Киприана (Керна) такую оценку:

"Лучше этого не сказано ничего в христианской письменности о том, каким идеалом должны руководиться последователи Христа в своих отношениях к государству и так называемому национальному вопросу. По силе своей этот отрывок поднимается до высоты посланий ап. Павла и превосходит послание св. Игнатия к Римлянам".

Вот он, этот отрывок:

"Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны; они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужбина. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую (т.е. это вероятно, значит "освященную молитвой"). Они во плоти, но не живут по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные.

"Чрез все послание убеждает верующих в Господа не унывать от того, что мир ненавидит их, а лучше радоваться, потому что ненависть со стороны мира показывает, что верующие отступили от самого мира и принадлежат уже к гражданству небесному. В конце послания опять напоминает, что Сын Божий есть вечная Жизнь и истинный Бог, и что мы должны Ему служить, а от идолов хранить себя".

Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский)
Содержание первого послания святого апостола Иоанна