"Писание ваше от неизвестного числа я получил, коим уведомляете мою худость о совершении возложенной на вас порученности, доставившей, как пишете вы, спокойствие вам и утешение. Слава Богу! Это меня порадовало; усердно желаю вам и впредь продолжать спасение ваше соделывать со всяким вниманием и неленостным усердием, помня, что все окружающее нас скоропреходяще; все же, что только льстит которой-либо из страстей наших, влечет неминуемо за собою раскаяние, а нередко и самую гибель бедной душе нашей.

Там, на небесех, наше отечество, туда все помышления наши да стремятся, к одной сей цели, как месту упокоения: мы должны идти, оставляя за собою все попадающееся на пути сем, пути, ведущем ко всемилостивому и всещедрому Господу нашему Иисусу Христу и вечному блаженству, благодатью Которого да сохранитесь вы от вселукавого змея, зияющего своей немощной яростью на хотящих спастись; и да просветит Он душевные ваши очи на творение всякого благого дела о святейшем имени Господа Иисуса. Вкупе же, любезные сестры мои Ф., X и Т., живите между собою в мире, любви и святом соединении, друг друга почтением предваряйте, и, возмогая о Господе, будете яко град твердый. К сему же уповаю, что вы, соединившись единомыслием, будете достойны изречения Спасителя: "Идеже еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф.18:20). Поминайте и меня грешного и унылого в своих богоприятных молитвах. Поручаю вас во святое помышление Господу нашему Иисусу Христу и Ангелу хранителю во бдение".

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей. Письмо 446. // Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.458-459

"Теперь поставим на средину Авраама, разоблачим его и посмотрим, каков он был философ? Во-первых, он не дорожил отечеством: "Пойди", – сказал ему (Господь), – "из земли твоей, от родства твоего" (Бт. 12:1), – и он тотчас вышел. Его не удержал в этом случае ни родительский дом, ни узы дружбы, и ничто другое, – иначе он бы не вышел".

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

"Я желал бы иметь возможность говорить вместе с Павлом: "Для меня мир распят, и я для мира" (Галат. 6: 14), но, не допускаемый разнообразными страстями, не могу. Поэтому советую как вам, так прежде вас себе самому распяться миру и не иметь ничего общего с землей, но питать любовь к горнему отечеству, к славе, которой ожидаем оттуда, и к вечным благам. Мы – воины Царя небесного, и надели на себя оружие духовное. Итак, зачем же нам проводить жизнь корчемников и сборщиков, лучше же сказать – червей? Где царь, там надлежит находиться и воину. Ведь мы сделались воинами не тех, которые находятся вдали от нас, но находящихся вблизи. Земной царь, конечно, не потерпел бы, чтобы все находились в царском дворце или чтобы все толпились по сторонам непосредственно около него; Небесный же Царь желает, чтобы все находились вблизи Царского престола. "Но как возможно, – скажет кто-либо, – чтобы мы, которые находимся здесь, стояли подле того трона?" Возможно, потому что и Павел, будучи на земле, находился, однако, там, где пребывают серафимы и херувимы, и он был ближе ко Христу, чем эти щитоносцы к своему царю. Эти часто обращают свои глаза на многие места, а на того ничто другое не производило впечатления, ничто другое не развлекало его, но весь свой ум он устремил к Царю и Господу."

Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест, что Крестом Христос спас нас и что нам надлежит хвалиться им; также о добродетели, о том, как (Христос) желает нашего спасения, и о милостыне.

"Мы полагаем, дети, что настоящая жизнь человеческая вовсе ничего не значит; совершенно не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни. Ни знаменитости предков, ни крепости, красоты и величия тела, ни почестей от всех людей, ни самого царства, ни всего прочего, что ни наименуют из человеческого, не признаем великим, даже достойным желания, и не обращаем взора на тех, кто имеет сие, но простираем надежды далее, и все делаем для приуготовления себе другой жизни. Поэтому, что к оной споспешествует нам, о том говорим, что должно любить сие и домогаться сего всеми силами, а что не переходит в оную, то — презирать как ничего не стоящее".

Святитель Василий Великий
Беседы. Беседа 22: К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений

basil saint 150

"Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби. Обесчещен ты? Но взирай на славу, какая уготована за терпение на небесах. Нанесен тебе убыток? Но простирай взор к небесному богатству и к сокровищу, которое собираешь себе добрыми делами. Изгнан ты из отечества? Но имеешь отечеством небесный Иерусалим. Лишился ты чад? Но имеешь Ангелов, с которыми будешь ликовать пред престолом Божьим и возвеселишься вечным весельем".

Беседа 4. О Благодарении

"У святых сих не одно было отечество, потому что каждый происходил из особого места. Что же из этого? Как назовем их? не имеющими ли отечества или гражданами вселенной?

"В этой книге, во-первых, предлагается Святое Писание, затем учение святого Иоанна Златоуста. И наконец, прилагается рассуждение для простого народа.

Рассуждение не под всякой статьей полагается потому, что под другими статьями сходный материал имеется, и поэтому читатель отсылается к рассуждениям на другие темы.

Полагается здесь, в чем состоит христианская обязанность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, прощение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее.

Признаки смирения

Путь этот [смирения] низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди.

XX. ЛЮБОВЬ К БОГУ Святой Златоуст об этом

Горящий любовью к Богу человек так живет на земле, как если бы имел жительство свое на небе, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни этой презирает, поспешая к отечеству своему (Беседа 28 на Книгу Бытия).