Апологеты патриотизма и национализма стараются обосновать свои взгляды стихами из Священного Писания, якобы свидетельствующими о том, что любовь к земному отечеству и к своему народу (этносу или гражданству) прямо предписывается Откровением и является чуть ли не фундаментальной добродетелью.

Проблемой для таковых совопросников века сего состоит прежде всего в том, что этих цитат вообще крайне мало, даже меньше, чем цитат скорее противоположных по смыслу. Например, всем известны слова Христа, сказанные, когда «пришел Иисус в Свое отечество» (Мк.6:1-7):

«не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их;»

Сложно истолковать этот отрывок Писания в «патриотическом» духе, раз Сам Господь свидетельствует, что общее отечество с пророком становится камнем преткновения в познании истины.

Но в особенности же проблемы «патриотов» проявляются в том, что в Церкви существуют определённые принципы исследования текста Писания, в частности, требование 19-ого Правила Пято-шестого Собора, ставящее известные границы для толкователей. Оно гласит:

"аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях"...

Иными словами, текст Священного Писания должен пониматься верными лишь в согласии со Священным Преданием. Православный христианин обязан руководствоваться при чтении Библии не своим индивидуальным разумением, но соборным разумом Церкви, выраженным в святоотеческих трудах. Недопустимо толковать "от ветра главы своея", тем паче нельзя подгонять тексты Писания под какие-либо идеологические схемы.

Рассмотрим же цитаты, которые особо часто предлагают нам защитники идеологии патриотизма.

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8)

"εἰ δέ τις τῶν ἰδίων καὶ μάλιστα τῶν οἰκείων οὐ προνοεῖ, τὴν πίστιν ἤρνηται καὶ ἔστιν ἀπίστου χείρων".

 ἰδίος – свой, собственный, частный, особый, своеобразный

οἰκείος – домашний, родственный

 

Святоотеческие толкования:

 бл. Феофилакт Болгарский:

"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется.

Сластолюбивая женщина, говорит, потому уже умерла и погибла, что всю заботу употребляет на себя. Между тем должно заботиться о своих то есть верных, и особенно о домашних, то есть принадлежащих к роду, разумеет всякую заботу - и о душе, и о теле.

Тот отрекся от веры.

Почему? Потому что дела его такие не суть дела верующего. Если бы он веровал в Бога, то слушался бы слов его: от единокровного своего не укрывайся (Ис.58:7). Говорит, что они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1:16).

И хуже неверного.

Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой; А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников.

Ефесянам 3:13-15

 

"Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле

[13 διὸ αἰτοῦμαι μὴ ἐκκακεῖν ἐν ταῖς θλίψεσί μου ὑπὲρ ὑμῶν, ἥτις ἐστὶ δόξα ὑμῶν. 14 Τούτου χάριν κάμπτω τὰ γόνατά μου πρὸς τὸν πατέρα τοῦ Κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ, 15 ἐξ οὗ πᾶσα πατριὰ ἐν οὐρανοῖς καὶ ἐπὶ γῆς ὀνομάζεται],

да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею".

πατριὰ , h, - происхождение по отцу, род; племя, поколение. iон.позд. Н.З. - Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь.

 

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
 

Откровение Святого Иоанна Богослова, глава 21, стихи 23-27

Толкование Св. Андрея Кесарийского

"И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. (:23)

Город не нуждается в солнце, потому что не нужно чувственного солнца там, где светит мысленное Солнце правды; Оно есть слава и его светило (Ис. 60:19), в свете которого пойдут спасенные народы.

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут запираться днем, а ночи там не будет. (:24-25)

Мы видим, таким образом, что спасенные народы будут ходить во свете его и, увенчанные победою над страстями, принесут в него честь и славу добрых дел. И врата его не имут затворитися - это указывает или на твердость и безопасность для жителей, или на то, что для полнейшего научения всех там будут открыты Божественные врата апостольского учения. Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников.

И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (:26-27)

Слава и честь народов означает, что в нем водворятся благоугодившие Христу из народов, но все скверное и нечистое не войдет туда, ибо кое общение свету ко тме? (2 Кор. 6:14)".

Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова ОТДЕЛ XXIII, Статья шестьдесят седьмая

 

Комментарий uranopolit.ru:

Из толкования кажется достаточно ясно видно, что имеются в виду не народы-этносы, а избранные, благоугодившие Богу из всех народов. К сожалению, модернисты настойчиво толкуют так, что в Небесном Иерусалиме останется разделение людей по национальному признаку, но такое новомодное толкование не соответствует святоотеческому.