Слово «уранополит» употребляется в значении «небесный гражданин» отцами и учителями Церкви.

В частности:

1. Преподобный Исидор Пелусиот в письме епископу Алипию пишет:

«Не огорчайся, наилучший, если я изостряю язык против сребролюбцев, ибо скажу нечто ясное, простое, не требующее доказательства. Болезнь тако владела ими, что они и не почитают ее болезнью. Как эти небожители, разумею монахов, обитающих на горах, не знают, что такое любостяжательность, так не знают сего и они, но не в том же смысле, а в противоположном. Те не знают болезни, потому что далеки отстрастей, а эти и болезни не почитают болезнью. Порок так далеко изгнал добродетель, так самоуправствует и все ставит вверх дном, что даже не почитается пороком».
(Книга 3, 324)

Isidor P big 350

Isidor P full 350

 2. Также его употребляет Cвятитель Иоанн Златоуст в слове «О покаянии и о печали царя Ахава, а также и о пророке Ионе»:

 «Подумай, кто был сказавший эти слова? Павел, гражданин небесный, хотя еще облеченный немощным телом, столп церкви, земный ангел, человек небесный».

Ἐννόησον τίς ἦν ὁ λέγων ταῦτα τὰ ῥήματα. Παῦλος ὁ οὐρανοπολίτης, ὁ τὸ σῶμα ἁπλῶς περικείμενος, ὁ στῦλος τῶν Ἐκκλησιῶν, ὁ ἐπίγειος ἄγγελος, ὁ ἐπουράνιος ἄνθρωπος.

Отца нашего Иоанна Златоустого Беседы о покаянии. Беседа вторая.

Также:

"5. Итак, будем приступать к нему с пламенной любовью, чтобы нам не подвергнуться наказанию, так как чем более мы облагодетельствованы, тем более будем наказаны, если окажемся недостойными благодеяний. Это тело почтили волхвы, когда оно лежало в яслях. Люди не знавшие истинного Бога и чужеземные, оставив дом и отечество, предприняли далекий путь, и пришедши поклонились ему с великим страхом и трепетом. Будем же подражать хотя этим чужеземцам мы, граждане неба. Они, увидев Его в хижине и в яслях и не увидев ничего такого, что (видишь) ты теперь, приступили с великим трепетом; а ты видишь его не в яслях, а на жертвеннике, видишь не жену держащую, а священника предстоящего и Духа, осеняющего предложенное с великой щедростью; и не просто только видишь это Тело, как они (видели), но знаешь и силу Его и все домостроительство, знаешь все, что совершилось чрез Него, будучи тщательно научен всем тайнам".

Святитель Иоанн Златоуст, Беседы на первое послание к Коринфянам, Беседа 24.

zlatoust2

 PG.61.p.206

 "Оскорбляющие нас совсем не знают, кто мы такие, то есть, что мы – граждане неба, записаны в горнем отечестве и принадлежим к лику херувимов".

Святитель Иоанн Златоуст, Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 79

zlatoust3

PG.59.p.430

3. Свт. Герман Константинопольский

GermCP big 350

Germanos CP 2 350

Germanos CP 1 350

 4. Святитель Афанасий Великий,  Послание к Маркеллину об истолковании псалмов, п.16:

"...И наконец, если желаешь узнать, каков должен быть гражданин небесного Царствия; то пой псалом четырнадцатый"

St Athanasios Marc 1 350

 St Athanasios Marc 350 All

 5. Свт. Кирилл Александрийский "Толкование на Евангелие от Иоанна, книга вторая"

Библиотека отцов и учителей Церкви, Т.IX, Паломник, Москва, 2001. с.590

"Воля же Отца состоит в том, чтобы человек оказался причастным Святаго Духа и из земного сделался небесным гражданином". Толкование на Ин.3:3

PG t.LXIII (73)  p.241

 

 

Встречается cлово «уранополит» и у различных церковных писателей:

Гиперехий:

Hyper big 350

Hyper 350

Василий Селевкийский:

BasSel big 350

BasSel full1 350

BasSel full2 350

И у Палладия в «Лавсаике»:

Pall big 1 350

Pall 1 350

Pall 2 350

«Продолжая неусыпно молиться Богу и еще более подвизаясь в посте, Пафнутий опять молил Бога открыть ему, кому он подобен. И опять сказал глас Божий: "Ты подобен купцу, ищущему хороших жемчужин. Встань же и не медли: с тобою встретится муж, которому ты подобен". Он пошел и увидел одного купца александрийского. Сей был муж благочестивый и христолюбивый, торговал на двадцать тысяч златниц, имея сто кораблей, и теперь возвращался из Верхней Фиваиды. Он все свое имущество и все прибытки от торговли раздавал бедным и монахам, и в этот раз, с сыновьями своими, нес Пафнутию десять мешков овощей. "Что это, любезный?" – сказал ему Пафнутий. Тот отвечал ему: "Это плоды торговли, приносимые Богу для подкрепления праведных". "Что же,– сказал ему Пафнутий,– и ты не примешь нашего имени?". Когда тот признался, что очень желает сего, Пафнутий сказал ему: "Доколе ты будешь заниматься земною торговлею и не примешься за небесную куплю? Предоставь это другим, а сам, пока время так благоприятно, последуй за Спасителем, к Которому немного после и придешь ты". Купец, нисколько не отлагая, приказал своим сыновьям разделить между бедными все, что у него оставалось, а сам отправился в гору, заключился в том месте, где до него подвизались двое, и постоянно молился Богу. Прошло немного времени, и он, оставив тело, соделался небожителем».

Об Авве Пафнутии. // Палладий, Епископ Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. 

 

Тексты приведены по изданию "Migne J.-P. Patrologia Graeca 1857-1866". Germ. M.98.260B; Bas.Sel. M.85.369B; Pall. M.34.1170D; Chrys. 7.685D; Isid.Pel. M.78.916; Hyper. M.79.1480B