Земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. III. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905., 171).

Что значит земная жизнь человека? Она - тень жизни, ступень к жизни, преддверие к Жизни Вечной...

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. V. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905., 449).

Здесь ты странник и пришелец на чужой земле. Отсюда возвратит тебя Бог в твое Отечество. Подвиги твои не долговременны, а награда - выше труда.

Святитель Василий Великий

(Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. V. , 84).

Единственная польза от здешней жизни в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого.

Святитель Григорий Богослов

(Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. М., 1843. Ч. I. , 261).

Сердце у человека одно: когда он ищет временного, тогда забывает о вечном, когда же обращается к вечному и углубляется в него, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений - о временном и вечном, двоякой любви - к временному и вечному, в сердце быть не может. Непременно преобладает одно из двух: или временное, или вечное.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

(Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903., 364).

Любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного - господин всему миру.

Авва Евпрений

(Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903., 122).

Я - странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю-гробом.

Святитель Тихон Задонский

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. I. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. , 93).

Земля - юдоль изгнания, юдоль непрерывающегося беспорядка и смятения, юдоль ограниченного временем страдальческого пребывания существ, утративших свое первоначальное достоинство и жилище, утративших здравый смысл

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. II. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. , 98).

 

Изгнанники рая, не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. III. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. , 183).

Положим твердое намерение, провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствие. Проведем его в приготовлении себя к вечности, в приготовлении к Суду Божиему

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. IV. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. , 133).

Темная страна - земля! Она - страна изгнания преступников, осквернивших рай грехом, виновных в преслушании Богу, презревших общение с Ним, променявших это общение на общение с диаволом

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. IV. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. ,492).

Много путей многобедственной жизни и на каждом встречаются свои скорби. Нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло. И хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры. Богатство - не верно; престол - кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность - узы; красота - кратковременный блеск молнии; молодость - временное кипение; седина - скорбный закат жизни; слова - летучи; слава - воздух; благородство - старая кровь; сила - достояние и дикого вепря; пресыщение - нагло; супружество - иго; многочадие- необходимая забота; бесчадие-болезнь; народные собрания - училища пороков; бездеятельность - расслабляет; художества - приличны пресмыкающимся по земле; чужой хлеб - горек; возделывать землю - трудно... Смертным все трудно; все здешнее - смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, летящее перо, пар, круг, вечно кружащийся, повторяющий все, подобное прежнему, и неподвижный, и вертящийся; и разрушающийся, и неизменный - во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, забавах, болезнях, падениях, успехах. И это дело Твоей премудрости. Родитель и Слово, что все непостоянно, чтобы мы сохраняли в себе любовь к постоянному! Все обтек я на крыльях ума - и древнее и новое, и ничего нет немощнее смертных. Одно только прекрасно и прочно для человека: взяв крест, переселяться отсюда. Прекрасны слезы и воздыхания; ум, питающийся Божественными надеждами и озарениями Пренебесной Троицы, вступающей в общение с очищенными. Прекрасны отрешение от неразумной персти, нерастление образа, принятого нами от Бога. Прекрасно жить жизнью, чуждой жизни, и, променяв один мир на другой, терпеливо переносить все горести.

Святитель Василий Великий

(Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. I. , 271).

Если бы не Твой был я, Христе, мне стало бы это обидой. Мы родимся на свет, утомляемся, насыщаемся, спим, бодрствуем, ходим, бываем больны и здоровы, есть у нас удовольствия и труды. Но временами года и солнцем наслаждается и все, что есть на земле! А умирают и согнивают телом и скоты, которые, правда, презренны, но не подлежат ответственности. В чем же мое преимущество? Ни в чем, кроме Бога, и если бы не Твой был я, Христе, мне стало бы это обидой.

Святитель Григорий Богослов

(Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. М., 1847. Ч. V. , 13).

Душа, взирай горе, а земное все забудь, чтобы тело не покорило тебя греху! Коротка эта жизнь, счастливец наслаждается как бы во сне. Всякому выпадает разная судьба. Одна чистая жизнь всегда постоянна и многолетна, всего лучше жить такою жизнью. Иные любят золото, или серебро, или продолжительную трапезу-эти детские забавы настоящей жизни, а другие - дорогие или прекрасные шелковые ткани, или поля, засеянные пшеницею, или стада четвероногих. Но для меня великое богатство-Христос. О, если бы мне когда-нибудь увидеть Его чистым неприкровенным умом! Прочим же пусть владеет мир.

Святитель Василий Великий

(Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. II. , 19).

Итак, надлежит этот мир презреть, то есть жить в мире, а думать про себя, что он мне не принадлежит, и я принадлежу Небу. Трудная это вещь!.. Христос есть путь, идя по которому мы дойдем до желанного Отечества.

Платон, митрополит Московский

(Платон, митрополит Московский. "Дух, или избранные мысли". М., 1804. Отд. 1-е. , 409- 413).

Усвоимся Богу в течение земной жизни. Он предоставил нам теснейшее соединение с Собою и дал на совершение этого величайшего дела срок - земную жизнь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

(Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. I. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. , 94).