"В этой книге, во-первых, предлагается Святое Писание, затем учение святого Иоанна Златоуста. И наконец, прилагается рассуждение для простого народа.

Рассуждение не под всякой статьей полагается потому, что под другими статьями сходный материал имеется, и поэтому читатель отсылается к рассуждениям на другие темы.

Полагается здесь, в чем состоит христианская обязанность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, прощение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее.

Признаки смирения

Путь этот [смирения] низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди.

XX. ЛЮБОВЬ К БОГУ Святой Златоуст об этом

Горящий любовью к Богу человек так живет на земле, как если бы имел жительство свое на небе, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни этой презирает, поспешая к отечеству своему (Беседа 28 на Книгу Бытия).

XXVI. УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ Некоторые причины, почему благочестивые в мире сем скорби терпят

 

Пятая. Благочестивые не от мира сего, но отечество их — небо, ибо мир сей они презирают; потому и ненавидит их мир, как не своих: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир, — говорит Христос (Ин 15:19).

Седьмая. Бог попускает на добрых напасти, чтобы они помнили, что не здесь их отечество, но на небесах, где Отец их Небесный, и так не любили бы суеты, не имели бы здесь пребывающего града, но грядущего искали (Евр 13:14). Господь, кого любит, того наказывает, — говорит апостол (Евр 12:6).

Восьмая. Благочестивые люди не без грехов; и для того им беды посылаются, чтобы, ими очистившись, прямо в небесное отечество вошли.

ХХVII. ПРЕЗРЕНИЕ МИРА Причины, побуждающие к презрению мира

Четырнадцатая. Христиане все в этом мире пришельцы и странники, отечество их — небо, где и Отец их: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф 6:9)! Потому к отечеству небесному мыслью стремиться должны, а не к земному прилепляться.

Пятнадцатая. Христиане подобны купцам, которые должны корабль души своей обременять приличными, достойными небесного отечества, товарами, каковы добродетели.

Шестнадцатая. Временное предпочитать вечному бессмысленно и весьма безумно, что не иначе, как тень или и сонные видения предпочитать истинным вещам.

Семнадцатая. Языческое дело — искать земного и прилепляться к нему, ибо они не имеют вечного упования, Христом приобретенного, как светом Евангелия не просвещенные.

Двадцать первая. Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного".

Святитель Тихон Задонский
ПЛОТЬ И ДУХ. Собрание неких нравоучений из Святого Писания и толкователя его, св. Иоанна Златоуста, великого учителя вселенной, с приложением рассуждений, на пользу духовную сочиненное.